Подписка на обновления
|
Анализ внешнеторгового рынка заменителей цельного молока
10.01.2017
Анализ внешнеторгового рынка заменителей цельного молокаЗаменители цельного молока, используемые для кормления молодняка сельскохозяйственных животных с целью замены материнского молока, появились на рынке продуктов кормления еще в середине прошлого столетия. Основой первых ЗЦМ было обезжиренное сухое молоко, что делало данный продукт недостаточно доступным из-за высокой стоимости. С переходом на новую технологию производства на основе сухой молочной сыворотки данный продукт получил в России широкое распространение. Не последнюю роль в обеспечении отечественных предприятий качественной продукцией играют импортные поставки заменителей. По итогам 2015 года импорт заменителей цельного молока составил 29,22 тыс. тонн на сумму свыше 31 млн USD. За 9 месяцев 2016 года в Россию было ввезено порядка 22,81 тыс. тонн на сумму свыше 24 млн USD. В сравнении с 9 месяцами 2015 года импорт заменителей цельного молока вырос на 12% в натуральном выражении. Значительный вклад в данный прирост импорта внес результат 3-го квартала 2016 года, когда прирост составил порядка 67% относительно аналогичного периода прошлого года.
Рис. 1. Динамика импорта ЗЦМ за 2015-й — сентябрь 2016 г., тыс. тонн За 9 месяцев 2016 года в Россию завозились ЗЦМ, произведенные на предприятиях из 7 стран. Наиболее популярна у российских потребителей продукция, произведенная во Франции и Нидерландах. Доли этих стран в общем объеме импорта заменителей молока составляют 43,5 и 42,8% соответственно.
Рис. 2. Структура импорта ЗЦМ (в тоннах) в разрезе стран происхождения за 9 мес. 2016 г. В январе–сентябре 2016 года наиболее востребованы у российских потребителей заменители цельного молока французского производителя Sofivo S.A.S. Доля данной компании в общем объеме импорта составила 23,2%, что на 8,7% выше результата аналогичного периода прошлого года. Компания поставляет в Россию заменитель цельного молока марки P55. На втором месте с отрывом от лидера в 2% расположилась голландская компания Nutrifeed (21,2%). В сравнении с прошлогодним результатом данному производителю удалось увеличить свою долю рынка на 6,6%. Ассортимент импортируемой продукции компании Nutrifeed в январе–сентябре 2016 года представлен шестью наименованиями ЗЦМ и двумя наименованиями концентратов для их производства. Доля концентратов составляет 28% в общем объеме импорта продукции данного производителя. Среди готовых заменителей цельного молока наиболее востребован НЭОЛАК. Замыкает тройку лидеров французский производитель Bonilait-Proteines S.A. с долей в общем объеме импорта 20,1%. Данной компании удалось укрепить свои позиции на рынке на 1,7% относительно результата прошлого года. В январе–сентябре 2016 года предприятие Bonilait-Proteines S.A. представлено на российском рынке импортных ЗЦМ четырьмя наименованиями товаров. Наиболее популярны среди них заменители молока марок PICTALAC 55 PA.S и LACTOFAT 55 PA.S. Таблица 1 Изменение основных конкурентных позиций ведущих производителей ЗЦМ, импортируемых в январе–сентябре 2016 года, тонн
В заключение скажем несколько слов об экспорте заменителей цельного молока. Объем продаж данного товара в 2015 году составил 185 тонн на сумму 186 тыс. USD. По итогам 9 месяцев 2016 года в зарубежные страны было отправлено 74 тонны ЗЦМ на сумму 72 тыс. USD, что на 47% больше в сравнении с результатом аналогичного периода прошлого года в натуральном выражении. В январе–сентябре 2016 года экспорт заменителей цельного молока осуществлялся в Монголию и на Украину. Экспорт ЗЦМ представлен продукцией пяти отечественных производителей и одного зарубежного. 87% от общего объема экспорта заменителей цельного молока приходится на тройку отечественных производителей: ООО «Биоактив», ООО «Балт» и ООО «Тагрис Молоко». |