Подписка на обновления
|
Кормовые консерванты. Тенденции рынка
03.04.2016
Кормовые консерванты. Тенденции рынкаКормовые консерванты используются для подавления роста патогенной флоры в кормах, то есть, другими словами, для обеспечения сохранности силоса (в первую очередь) и готового комбикорма. Считается, что помимо подавления роста плесневых грибов консерванты способствуют сохранению питательных веществ в корме, например за счет блокировки анаэробных процессов ферментации патогенной микрофлоры. Вывод из этой информации прост: консерванты нужны, если силос/корма надо хранить в течение длительного времени, либо если условия хранения способствуют развитию патогенной микрофлоры. Тенденция современного кормового рынка такова, что большинство крупных компаний имеют собственные комбикормовые заводы и/или кормоцеха, а платежеспособные покупатели кормов предпочитают покупать свежеприготовленные корма, чётко отслеживая качество поступаемого продукта, проверяя его не только на питательность, но и на наличие микотоксинов и патогенной микрофлоры. К кормам, которые приходится храниться длительное время, можно отнести в первую очередь силос и сочные корма для крупного рогатого скота (сенаж), заготовка которых производится по осени. Собственно, главным отраслевым потребителем консервантов является скотоводство. Однако, исходя из общей ситуации в отрасли, можно сделать вывод, что рынок консервантов в РФ имеет явно непропорциональное соотношение спроса и предложения. И конкретно — предложение превышает спрос, тем самым предоставляя потребителям отличную возможность выбора подходящего по своим характеристикам и ценовой категории продукта. Ещё одной группой потребителей консервантов являются компании, занимающиеся хранением фуража (кормоцеха, комбикормовые заводы, элеваторы, зернотрейдеры). Однако в масштабе страны они вносят незначительный вклад в формирование потребности рынка в консервантах. В этом обзоре мы постараемся вкратце проанализировать предложение, потому что выбрать подходящий продукт среди почти сотни присутствующих на рынке наименований — задача непростая. Виды консервантов Не знаю как теоретики, а практики для удобства условно делят консерванты на биологические и химические. Биологические (они же закваски) производятся на основе культур бактерий, вырабатывающих органическую кислоту (чаще всего молочную и пропионовую, а также некоторые другие вещества), которая непосредственно и подавляет патогенную микрофлору в обработанном продукте. Биологические консерванты, как правило, дешевле химических и просты в использовании. Поскольку бактерии действуют с помощью ферментов, многие производители в наставлениях указывают, что «закваска содержит ферменты, улучшающие переваримость кормов», но по сути это просто маркетинговый ход. У биологических консервантов есть и преимущества, и недостатки. Но, если судить по рыночной доле, которую занимают закваски (рис. 1), вывод об их популярности напрашивается сам собой. Таблица 1 Примеры биологических консервантов*
* Данные взяты из системы регистрации лекарственных средств и кормовых добавок «Ирена». Химические консерванты являются продуктом химических производств, потому, собственно, так и называются. Наиболее популярные химические консерванты — это органические кислоты (чаще всего муравьиная и пропионовая); в качестве консервантов для кормов используют также некоторые их производные, например натриевую соль (соль муравьиной кислоты) или аммониевую соль (пропионат аммония). Кстати, пропионат натрия и пропионат кальция (производные пропионовой кислоты) часто используют в производстве хлеба.
Рис. 1. Распределение рынка консервантов, % (ориентировочно) Конечно, органические кислоты и их соли далеко не единственный вид химических консервантов, имеющих в своем арсенале широкий спектр самых разнообразных веществ. Однако для силосования и консервирования кормов используются в основном вышеуказанные продукты. Таблица 2 Примеры химических консервантов*
* Данные взяты из системы регистрации лекарственных средств и кормовых добавок «Ирена». Продукт для математиков Что касается ценовых категорий консервантов, то здесь ситуация непростая. Без предварительных расчетов определить, относится продукт к премиум или эконом классу, достаточно сложно. Если смотреть только на цену за литр (килограмм), то голова идет кругом от разброса цифр. Например, литр консерванта может стоить 90 руб. (Силзак) или 1820 руб. (Биоконсервант®), а может и все 12 500 руб. (ЛАКТИС). Есть от чего озадачиться. На самом деле всё достаточно просто. Стоимость использования консервантов оценивают не по цене упаковки продукта, а по стоимости обработки одной тонны силосуемого (обрабатываемого) продукта. Это единственный более-менее достоверный способ привести показатель «цена» к единому показателю, поскольку каждый консервант имеет свою схему разведения и эффективность действия. Есть консерванты, литр (килограмм) которых используется для обработки 15–20 тонн силоса (зеленой массы, зерна и т.д.) А есть такие, литра/килограмма которых хватает на обработку 75–150 тонн. Например, один пакет сухого консерванта AiBi® (серии Lb 3.10 F, 13.10 F, 15.10 F) идет на обработку 100 тонн силосуемой массы. Поэтому для того чтобы реально оценить свои затраты на обработку кормов и силоса, рачительному хозяину приходится вооружиться калькулятором и провести ряд нехитрых расчетов. Зная, какое количество корма необходимо подвергнуть обработке, можно рассчитать и необходимое количество консерванта, и бюджет на его закупку. В качестве примера привожу стоимость обработки одной тонны корма (силоса) разными консервантами (рис. 2), цены которых не скрываются продавцами.
Рис. 2. Стоимость обработки корма (силоса) разными консервантами, руб./т Конечно, данные о себестоимости обработки корма — далеко не главный критерий выбора закваски или химического консерванта (хотя для многих и определющий). Помимо денежной составляющей необходимо четко представлять состав продукта и степень его воздействия на обрабатываемые корма, другими словами — его практическую эффективность. Таблица 3 Титр и сравнительная стоимость биоконсервантов на рынке РФ
* Приведенные данные по стоимости взяты из доступных онлайн-источников продавцов консервантов в 2016 году (предоставлено В. Молодкиным). И здесь мне не хотелось бы «изобретать велосипед», поскольку, например, в отношении биологических консервантов есть готовые сравнительные данные, полученные специалистами на основании инструкций по применению (рис. 3). Эксперты считают, что титр бактерий при внесении не должен быть ниже 100000 КОЕ/г — это количество указано на графике красным пунктиром. Пожалуй, в этом вопросе лучше довериться экспертам, а не менеджерам по продажам.
Мнение специалиста Ясность с титром тоже не полностью закрывает вопрос о позиционировании препаратов на рынке. Дело еще и в стоимости бактерий. Большинство отечественных жидких заквасок имеют невысокий титр, и предлагаемые нормы внесения не позволяют достичь рекомендованного уровня. Это, безусловно, отражает их потенциальную эффективность. Но, казалось бы, и затраты на них невысоки — 10–16 руб. на тонну зеленой массы, в то время как стоимость импортных сухих препаратов может достигать до 100 руб. на тонну зеленой массы и выше. Парадокс в том, что сами бактерии при этом в сухих препаратах стоят значительно меньше, чем в жидких, за счет более высокого титра при внесении. В. Молодкин, начальник отдела по кормопроизводству ГК «АгроБалт трейд»
Рис. 3. Рекомендуемое производителями биологических консервантов количество бактерий (титр) при заготовке кормов в РФ (предоставлено В. Молодкиным)
Ещё один верный (хотя и трудоемкий) способ определить эффективность консерванта — это отслеживание зоотехнических и экономических показателей, стабильность результатов (лабораторных и производственных) после обработки консервантами. Производители, трейдеры, продукты На январской выставке «Зерно–Комбикорма–Ветеринария 2016» с помощью журнала «Ценовик» и дружественных кормовых компаний был проведен опрос специалистов из разных регионов, в котором приняло участие 60 человек. Мы обратились к ним с предложением назвать известные им консерванты (закваски). Просьба была озвучить хотя бы два продукта. Что интересного показал этот небольшой импровизированный опрос? Его результаты приведены ниже (рис. 4). Во-первых, большинство специалистов не смогли вспомнить полное название консерванта, часто называя лишь одно слово, игнорируя следующую за ним аббревиатуру или цифры. Были специалисты, которые вместо названия продукта называли компанию-производителя или поставщика (например отвечали так: «Нам Lallemand поставляет закваску» или «У нас закваски Kemira»). Во-вторых, отдельные специалисты отвечали, что используют «смесь пропионки с муравьиной кислотой», а конкретные продукты называть не считают нужным, потому что варьируют их, используя разные бренды. В целом в топ опроса попали 17 продуктов, которые были упомянуты чаще других. Обращаю внимание читателей на то, что данный опрос не является репрезентативным, поскольку было опрошено всего 60 человек, а консервантов на российском рынке около сотни наименований. Поэтому итоги опроса приводятся в обзоре исключительно справочно.
Рис. 4. Консерванты (закваски), названия которых «на слуху» у специалистов (данные получены путем случайной выборки и не являются репрезентативными) На самом деле, на российском рынке достаточно производителей (и трейдеров), которые предлагают консерванты. И когда рынок достигнет того уровня развития, при котором востребованность консервантов будет сравнима с европейской, игрокам будет что предложить конечным потребителям. Среди российских производителей бесспорным лидером и «старожилом» этого рынка является компания «Биотроф». Консерванты также производят компании «Сиббиофарм», НПЦ «Агросистема», «Агробиопрепараты», «Союзснаб» («Зеленые линии»), «Биоамид», Северокавказский НИИ животноводства, «Биоавтоматика», «Биотехагро», «Биоэнергия», «Восток», «НИИ Пробиотиков», «ТекноФид», «Эдна», НПП «Янтарь» и другие. Из иностранных производителей, чьи продукты в значительных объемах ввозятся в РФ, можно назвать Taminco Finland* (ныне входящая в структуру американской компании Eastman), которая экспортирует в нашу страну ряд консервантов, производимых на базе завода, ранее принадлежавшего компании Kemira (компания Kemira продала часть своего бизнеса — завод по производству консервантов AIV в Финляндии). Неискушенному специалисту легко запутаться в названиях упоминаемых компаний (для большинства всё ещё памятно название «Кемира»), однако это реалии нашего времени, когда компании достаточно активно продают и покупают друг у друга производства и бренды. Среди других компаний, активно работающих на российском рынке в этом сегменте, можно назвать компании «Агравис», «Биомин», «БАСФ», «Биотал», «Импекстрако», «Лаллеманд», «Лиграна», Perstirp, Chr. Hansen, «Шауманн Агри» и другие. Среди активных трейдеров стоит упомянуть компании «АгроБалт трейд», «Зернопродукт», «Капитал-ПРОК», «Кормовит», «МЕГАМИКС», «Провет», ТД «Простор», «Союзснаб», «Сэйфид», «Фидимпорт», «Фидлэнд Групп», Fontanka и другие. Прогнозы и мнения Запрет использования кормовых антибиотиков в Евросоюзе привел к повышению спроса на консерванты в странах ЕС. По данным экспертов, потребность российского животноводства в одних только химических консервантах достигает 200 тыс. тонн в год. Их реальное потребление во много раз меньше. Консерванты вводят лишь в каждую десятую тонну российских кормов (в основном сочных), при этом химические консерванты составляют чуть более 10% от этой десятой части, а остальное — это биологические консерванты. Наиболее широко консерванты используются в России для хранения сочных кормов — силоса и сенажа; консервирование комбикормов пока не получило широкого распространения. Запрет на применение кормовых антибиотиков может стать и российской реальностью, например после принятия регламента Таможенного союза по безопасности кормов. Следствием станет рост использования альтернативных средств подавления и сдерживания развития патогенной микрофлоры в кормах, а значит, повышение спроса на ряд соответствующих продуктов, включая консерванты. Но, как говорится, поживем — увидим.
*В 2015 г. в РФ из Финляндии было ввезено около 1300 тонн консервантов, что позволяет обработать около 400–450 тыс. тонн зерна или зеленой массы. Радует, что российские производители не отстают от зарубежных конкурентов, а иногда и обгоняют их по охвату рынка. Например, по итогам 2015 г. консервантами марки AiBi® (серии Lb 3.10 F, 13.10 F, 15.10 F) было обработано около 500 тыс. тонн зеленой массы.
Автор благодарит компании «Р-лайн», «Кормовит» и «АгроБалт трейд» за помощь в подготовке обзора.
|