08.04.2014
Мясное скотоводство в России. Итоги 2013 года
Прошедший 2013 год в экономическом аспекте был достаточно тяжелым для мясного скотоводства:
– возник кассовый разрыв в выплате федеральной части субсидии;
– снизились закупочные цены на говядину и поголовье на убой;
– в первой половине года в ряде регионов наблюдалась нехватка кормов из-за засухи 2012 года.
Несмотря на все сложности, наша отрасль выполнила установленный Госпрограммой целевой индикатор по численности поголовья, которое достигло более 2 млн 180 тыс. голов.
В числе основных результатов государственной поддержки развития мясного скотоводства за прошедшие пять лет можно назвать:
1. Рост географии распространения мясного скотоводства в России. Если раньше мы говорили о «мясном поясе», подразумевая 15–20 регионов, традиционно занимающихся мясным скотоводством, то сейчас более 70 субъектов Российской Федерации имеют поголовье мясного скота, а количество сельхозпредприятий и КФХ в нашей отрасли превысило полторы тысячи.
2. Реализуются крупнейшие инвестиционные проекты в Воронежской (ООО «Заречное») и Брянской областях (ООО «Брянская мясная компания» АПХ «Мираторг»). По этим проектам часть мощностей уже запущены или будут запущены в течение 2014 года мощности по откорму, убою и качественной глубокой переработке говядины. Учитывая высокую потребность данных проектов в поставке откормочного и убойного поголовья от сторонних хозяйств, можно ожидать, что они станут локомотивами развития мясного скотоводства в радиусе до 1000–1500 км вокруг, в первую очередь для мелких форм хозяйствования.
В 2014 год мы вошли с сохранением финансирования Подпрограммы «Развитие мясного скотоводства». К 2020 году поголовье мясного и помесного скота должно составить (согласно Госпрограмме) 3,5 млн голов. По нашим оптимистическим прогнозам, прирост численности поголовья может происходить значительно быстрее, достигнув к 2020 году 4,5–5 млн голов. Амбициозной задачей считаем достижение к 2030 году соотношения 50 на 50 молочного и мясного скота, то есть порядка 10 млн голов (с учетом сокращения молочного стада), что обусловлено мировой практикой и наличием высокого потенциала, который заключается в следующем:
1. По оценкам Минсельхоза РФ, площадь залежных земель в России составляет до 18 млн га, из которых 12 млн га можно ввести в оборот быстро с небольшими затратами. В тех регионах, где выгодно заниматься производством зерновых, залежные земли отсутствуют, в остальных же единственный эффективный способ использования залежных территорий — отдать их под выпас скота. Таким образом, при правильном стимулировании введения залежных земель в оборот есть потенциал для увеличения поголовья на 5–6 млн голов. Кстати, ряд регионов использует возможности экономически значимых региональных программ развития мясного скотоводства для поддержки улучшения пастбищ и ввода залежных земель в оборот. Возможно, необходимо подойти более системно к этому виду поддержки. Для сравнения, все мясное скотоводство Франции, которое занимает почти треть производства говядины от мясных пород в Евросоюзе, использует под выпас мясного скота 8–9 млн га пастбищ.
2. Высокая конкуренция в молочном скотоводстве и возможное перепрофилирование ряда хозяйств или частичное включение их в выращивание мясного скота, а также неизбежное сокращение поголовья молочных пород в личных подворьях и мелких хозяйствах дает потенциал в 3–4 млн голов дополнительно.
3. Повышение эффективности производства в регионах, традиционно занимающихся мясным скотоводством (в степных зонах и на Кавказе), за счет развития инфраструктуры, откормочных и мясоперерабатывающих мощностей, использования современных технологий кормозаготовки, межпородного скрещивания, работы над статусом здоровья животных и т.д. позволит увеличить поголовье мясного скота как минимум еще на 1 млн голов.
Но обозначенный потенциал роста недостижим без экономических составляющих.
Мясное скотоводство делится на несколько ключевых частей:
– разведение племенного чистопородного поголовья;
– разведение маточного поголовья (корова – теленок);
– откорм до убойной кондиции 500–550 кг, который можно разделить на зерновой и травяной;
– мясопереработка;
– реализация говядины.
Рассмотрим первые три составляющие, не касаясь секторов мясопереработки и торговли. Данные рассчитаны с учетом того, что каждый сектор имеет свою строгую специализацию. Оговорим сразу, что приведенные ниже расчеты являются достаточно усредненными и для каждого конкретного хозяйства показатели будут меняться.
Племенная ферма (расчет на одно условное скотоместо)
Вот так выглядит картина фермы, закупившей скот по импорту (это основной тренд развития крупных проектов в мясном скотоводстве).
Стоимость одной головы — 105 000 рублей.
Стоимость строительства фермы, обустройства пастбищ, приведения в порядок пашни — 52 500 рублей (здесь и далее расчеты на 1 голову).
Техника и оборудование — 35 000 рублей.
Средства для содержания фермы в течение 32 месяцев, до первой продажи — 87 500 рублей на голову.
Итого 280 000 на голову.
Условия кредитного договора — 8 лет, 2 года отсрочки по погашению тела кредита, субсидирование процентной ставки.
Следовательно, каждая голова должна в год принести 37 300 рублей чистого дохода, так как годовой банковский платеж = (280 000 – 20%)/6).
Себестоимость содержания одной головы — 35 000 рублей. Это значит, что мы должны от одной коровы получать 72 300 дохода в год, чтобы остаться на нулевой рентабельности.
Посмотрим на доход.
Корова произведет 0,9 теленка в год — 0,45 бычка и 0,45 телки (при очень отлаженной системе воспроизводства). Минимум 10% стада надо ремонтировать. Значит, к продаже имеем 0,45 бычка и 0,35 телки. Бычки на откорм по 28 000×0,35=9800 рублей, бычки на племя 125 000×0,10=12 500 рублей, телки на племя по 105 000×0,35=36 750 рублей.
В сумме имеем 9800+12 500+36 750=59 050 рублей.
Получили результат: минус 13 250 рублей в год с одной головы.
Товарные стада (корова – теленок)
Условия кредитования те же (8 лет, 2 года отсрочки, субсидирование процентной ставки).
Если рассматривать пример, когда для формирования товарного стада покупается племенной скот в надежде на быстрое получение племенного статуса и начало племпродаж, то экономика данного проекта будет еще хуже, поэтому рассмотрим пример покупки в качестве маточного поголовья выбракованных молочных и мясомолочных коров.
Стоимость одной головы — 35 000 рублей.
Стоимость строительства фермы, обустройства пастбищ, приведения в порядок пашни — 25 500 рублей (здесь и далее расчеты на 1 голову).
Техника и оборудование — 15 000 рублей.
Средства для содержания фермы в течение 32 месяцев, до первой продажи — 63 500 рублей на голову.
Итого 139 000 рублей на голову.
Кредит — 111 200 рублей. Годовой платеж — 18 550 рублей.
Содержание в год одной головы — 25 000 рублей.
Для нулевой рентабельности необходимо получать в год с одной коровы доход 43 550 рублей.
Доходная часть:
Корова произведет 0,9 теленка в год — 0,45 бычка и 0,45 телки. Минимум 10% стада надо ремонтировать. Значит, к продаже имеем 0,45 бычка и 0,35 телки. Бычки на откорм по 32 000×0,45=14 400 рублей, телки на откорм по 32 000×0,35=11 200 рублей.
В сумме имеем 25 600 рублей.
Получили результат: минус 17 950 рублей в год с одной головы.
Откормочные площадки (фидлоты)
Срок кредитования 8 лет, отсрочка по кредиту 1 год, процентная ставка субсидируется.
Затраты на создание одного скотоместа — 87 000 рублей, с учетом затрат на строительство, технику и оборудование, закупку животных на откорм (средний вес 280 кг по цене 100 рублей за кг).
С учетом банковских платежей затраты на 1 скотоместо — 33 000 рублей.
Расчет доходной части формируется исходя из 1,5 оборота на скотоместо, откорм до 550 кг живым весом, цена реализации — 90 руб./кг.
Таким образом, доход с одного скотоместа откормочной площадки при полной загрузке — 36 450 рублей.
Прибыль с одного скотоместа — 3450 рублей.
При сроках кредитования на 15 лет доходность мясного скотоводства значительно увеличивается для племенного хозяйства и для откормочной площадки, но для фермы с товарным поголовьем (корова – теленок) производство остается убыточным.
Эти данные говорят нам о следующем:
1. Основная доля инвесторов в мясное скотоводство, получивших кредиты до 8 лет, испытывает серьезные экономические трудности.
2. Сложившаяся экономическая картина в мясном скотоводстве не позволяет развивать строгую специализацию хозяйств, что доказывает существующая структура предприятий.
Во всей цепочке производства качественной говядины от мясных пород наиболее уязвимым у нас с экономической точки зрения является разведение племенного и товарного маточного поголовья. Именно поэтому рассматриваемые нами примеры узкой специализации хозяйств, существующие в мире, для России являются очень редким исключением. Фактически каждое хозяйство пытается выстроить у себя весь цикл производства (корова – теленок, откорм, убой, переработка), что в ряде случаев является нежизнеспособной моделью в долгосрочной перспективе.
Что необходимо:
1) сделать 15-летние кредиты массово доступными для инвесторов в мясное скотоводство;
2) внести изменения в постановление Правительства № 1460 от 28.12.2012 года для возможности пролонгации до 15 лет кредитов, полученных на развитие мясного скотоводства, и их субсидирования. По расчетам Депэкономики Минсельхоза РФ, данная мера потребует в 2014 году не более 50 млн рублей, а до 2020 года — 1 млрд рублей из федерального бюджета. Данные средства заложены в бюджет Подпрограммы «Развитие мясного скотоводства», и принятие решения не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований. Учитывая сложившуюся практику в сельском хозяйстве, когда более 50% новых инвестиций поступает от успешных «старых» инвесторов, данная мера серьезно улучшит инвестиционную активность и экономическую ситуацию в мясном скотоводстве;
3) необходимо разработать дополнительные меры прямой государственной поддержки — на содержание коровы с теленком из расчета на голову.
Следует отметить, что на экономику мясного скотоводства факторы поставки импортной говядины будут влиять в 2014 году значительно меньше. Динамика импорта последних лет, и 2013 года в частности, показывает, что объем импорта (за исключением поставок из Белоруссии) стабилен, а в прошедшем году он сократился к уровню 2012 года:
– по охлажденной говядине — на 1,5%, объем импорта 39,9 тыс. тонн;
– по замороженной говядине — на 5,9%, объем импорта 542 тыс. тонн;
– по замороженным субпродуктам — на 16,4%, объем импорта 102,4 тыс. тонн.
Учитывая рост курса доллара и евро по отношению к рублю, можно прогнозировать сокращение импорта говядины и в 2014 году. Рост цен и спроса сдерживает резкое увеличение поставок по импорту в декабре (на 77% к уровню 2012 года), но этот фактор будет сдерживать цены лишь до конца марта.
В 2013 году негативно влияли на формирование внутренней цены на говядину поставки из Белоруссии. Их объем вырос на 62% и составил 146 тыс. тонн. Не исключаю, что этот фактор будет влиять и в 2014 году, но слабее, так как российский рубль значительно подешевел, поэтому стоимость белорусской говядины соответственно увеличится.
На развитие мясного скотоводства будут влиять и другие факторы неценового характера:
1) создание рыночной инфраструктуры в отрасли;
2) создание системы идентификации скота;
3) выбор правильной стратегии развития мясного скотоводства в каждом регионе. Обращаюсь в первую очередь к руководителям АПК субъектов. Без современных крупных мощностей по откорму, убою и переработке говядины увеличение маточного поголовья мясного скота бесперспективно. Для их создания следует или мотивировать крупного инвестора по примеру Воронежской и Брянской областей, или формировать на основе кооперации хозяйств, что в российских условиях сложнее, но мировой опыт показывает большой эффект от такой кооперации;
4) приучение российского потребителя к качественной говядине от мясных пород. Сюда входит и стандартизация нашей продукции, и популяризация потребления говядины как полезного и важного продукта питания;
5) решение проблем ветеринарного и эпизоотического характера.
В 2014 году созданы все предпосылки для увеличения инвестиций в мясное скотоводство:
– все новые кредиты проходят через комиссию по кредитованию Минсельхоза РФ и начинают субсидироваться;
– 15-летние кредиты пока еще не носят массовый характер, но уже и не являются чем-то неожиданным для банков;
– сохранено финансирование региональных программ развития мясного скотоводства.
Следует отметить, что после завершения фазы кредитования в мясном скотоводстве прибыльность хозяйств становится сопоставимой с прибыльностью в свиноводстве и птицеводстве, а в ряде случаев даже выше. Такие примеры есть — в частности, фермерское хозяйство «ДИК» в Калужской области с уровнем рентабельности до 100%.
Задача нашего отраслевого Союза — вырабатывать и предлагать Минсельхозу России (или совместно с Минсельхозом России) те инструменты поддержки развития мясного скотоводства, которые позволят нашим хозяйствам эффективно развиваться. Задача государства — в стабильной работе этих инструментов.