События

Национальный кормовой союз: первые шаги в направлении интеграции 09.01.2014

Национальный кормовой союз: первые шаги в направлении интеграции

– Здравствуйте, Оксана Владимировна. Новый Союз образовался три месяца назад. Что-то уже удалось сделать? Чем новый Союз отличается от остальных профессиональных союзов в сфере кормопроизводства?

– Вы правы, мы только-только начинаем, но уже удалось сделать немало. Стоит начать с того, что отечественные компании, действующие на рынке кормов и кормовых добавок, более двух лет предпринимали безуспешные попытки консолидации — изначально это были некие секции или рабочие группы при других союзах. По ряду объективных и субъективных причин подобный опыт кооперации оказался не состоятельным — количество проблем по регуляции и производству кормовых добавок не только не уменьшилось, но даже преумножилось.

– Несколько примеров подобных проблем, если возможно.

О.Л.: Их невозможно перечислить все, потому что изначально, в самом фундаменте российского законодательства в области госконтроля обращения кормовых добавок были заложены существенные, мягко говоря, ошибки. Все еще хорошо помнят отмененную относительно недавно практику согласования импорта кормовых добавок с ФСКН, например. Да, сегодня с подобным чудовищным анахронизмом удалось покончить, но с образованием Таможенного Союза (ТС) в наш общий дом пришла беда, откуда не ждали: у госструктур возникла идея свести все существующие разрозненные регламенты в один «Регламент ТС по безопасности кормов и кормовых добавок». Все идет к тому, что «микрокормовики» столкнутся очередной раз со стандартным подарком бюрократов в нашей сфере: ГМО, ветеринарные свидетельства, специальная маркировка, регистрационный коллапс по причине не прописанного в регламенте статуса производителя, запрет (!) на включение лекарственных средств в состав стандартных премиксов, ничем не оправданные требования по химостаткам и многое другое. Другой пример: согласно существующим правилам, отечественные производители не имеют возможности свободно импортировать на территорию ТС ряд витаминов. Недавний опыт одного из крупнейших комбикормовых заводов на Урале — наглядное тому подтверждение: грузовик с витаминами, направляющийся в адрес завода, был возвращен с границ ТС в Европу по причине того, что комбикормовое предприятие, малоопытное во всех бюрократических хитросплетениях, не обладало… «лицензией на фармацевтическую деятельность»! Задумайтесь: в какой еще стране мира могут потребовать фармлицензию с комбикормового завода или птицефабрики? Причем штрафы за подобные «чудовищные преступления» совсем недавно по-тихому выросли с 20 до 500 тыс. руб.

Разве не абсурд, что при этом все те же самые «запрещенные» витамины и любые другие кормовые добавки, вообще не имеющие регистрации, свободно провозятся на территорию ТС в составе кормов и концентратов?

Другой нонсенс — отечественные премиксные заводы сегодня не имеют возможности выходить на рынки соседних государств со своей продукцией, не имея предварительной госрегистрации в РФ, даже если госрегистрация в стране-получателе уже имеется. Другими словами, если российский премиксный завод решит произвести вагон премиксов для Украины, то он обязан заплатить порядка 500 000 руб. и потратить несколько месяцев в ожидании двойной регистрации. Трудно объяснить, почему в эти вопросы еще не вмешался ФАС.

Напомню в этой связи, что в Европейском союзе в отношении традиционных кормовых добавок отсутствуют такие понятия, как регистрация и декларирование качества.

– Как это сказалось на конкурентоспособности предприятий, если учесть возросшую стоимость сырья?

– Напрямую, причем в значительно большей степени сказалось негативно на добросовестных предприятиях, не нарушающих правил и инструкций. Рынок кормовых добавок заметно мигрирует сегодня в серый и черный импорт — именно такие предприятия оказались в явном выигрыше: на фоне отсутствия госконтроля, учитывая малочисленность, нестабильность и дороговизну услуг лабораторий, апологеты производственного авантюризма в целом активно развиваются. Естественно, что на этом фоне оживились и контрафактные производства: очаги продаж метионина, например, с концентрацией в два-три раза ниже стандарта мы наблюдаем сегодня во Владимире, в Татарстане, на Урале. Заметный поток черного импорта кормовых добавок поступает через страны Балтии.

По оценкам наших коллег, до половины объемов некоторых кормовых добавок поступает на территорию ТС незаконно, а государства — члены ТС недополучают в казну миллионы налоговых евро.

– Если вернуться к структуре и задачам НКС, на каком этапе вы сегодня находитесь?

– В период с июня по сентябрь 2013 года представители наиболее активных компаний в сфере производства кормовых добавок и премиксов провели несколько организационных совещаний. В процессе обсуждений было решено создать полностью самостоятельную структуру. Было принято также коллективное решение о сотрудничестве с Российским зерновым союзом, и нельзя не отметить в этой связи конструктивной личной роли его президента А.Л. Злочевского. На данном этапе своего становления НКС является также и самостоятельным департаментом РЗС. Как президент НКС, я одновременно вхожу и в состав правления РЗС.

Мы сегодня не ограничиваем профиль предприятий, желающих влиться в НКС, но основная часть наших членов — это либо крупные торговые и производственные операторы на рынке кормовых добавок, либо производители премиксов и БМВД. Через РЗС мы сотрудничаем, разумеется, и со всеми заинтересованными в наших услугах комбикормовыми предприятиями.

Упрощая позиционирование нашего союза, можно провести параллель с подобными структурами в Европе: производителей комбикормов там объединяет FEFAC, а производителей кормовых добавок (feed additives), список которых в ЕС насчитывает несколько тысяч, и премиксов — такая солидная ассоциация, как FEFANA. Соответственно, техническое регулирование также разделено — для добавок и премиксов существует несколько самостоятельных регламентов. Кстати, на будущее нам неплохо бы рассмотреть подход Еврокомиссии в вопросах совершенствования системы контроля кормовых добавок, причем акценты расставлены в направлении контроля качества, а отнюдь не процедуры и документооборот. Если Евросоюзу необходимо изменить, ввести, отменить, согласовать что-то в данной сфере, подобные задачи ставятся именно перед FEFANA и FEFAC, а не перед очередной межгосударственной комиссией, в которой до последнего времени представителей отрасли почти не наблюдалось. Именно в этом была заложена главная системная ошибка государственного менеджмента, следствием которой стали все последующие негативные эффекты, наблюдаемые сегодня.

Мы, как самостоятельная отрасль, уже не можем позволить себе передать решение подобных вопросов полностью на откуп чиновникам.

– Вы назвали отрасль самостоятельной, что это подразумевает?

– Её экономическую независимость, прежде всего. Рынок премиксов приближается (если уже не превысил) к 200 тыс. тонн — и это, кстати, тоже предстоит уточнить НКС в ближайшее время, так как в России нет надежной государственной статистики по кормовым добавкам. На наших глазах в России формируется костяк мощнейших современных отечественных производств, и, несмотря на то что некоторые из производственных предприятий — стопроцентные дочки международных компаний, мы расцениваем их, как отечественные. Именно благодаря опыту международных крупных игроков, главным образом их экспертизе и обучающим программам, Россия имеет возможность полностью закрыть потребность животноводства и кормопроизводства в самых высокотехнологичных продуктах — премиксах, концентратах, престартерах. Большая часть производств, с точки зрения их технологического уровня, уже даст фору многим европейским, так как основные производственные мощности были сформированы и модернизированы в XXI веке.

О полной независимости, разумеется, говорить пока рано. С середины 90-х на территории бывшего СССР витамины, например, не производятся. Производство аминокислот не покрывает весь необходимый спектр, большинство используемых ферментов также импортируется. В этом нет ничего страшного — большинство развитых стран находятся в той же самой зависимости, но только до тех пор, пока не появляются чиновники, мечтающие контролировать всё и вся. Именно в этот момент заканчивается самостоятельность и свободная конкуренция. Интересно, что сами «кормовики» не выступают категорически против ужесточения контроля качества.

– Каков алгоритм консолидации отечественных производств в Союз, какова мотивировка?

– НКС находится в стадии формирования; на сегодня в него вошло более 20 предприятий, и я, как лицо выборное, согласно решениям организационного собрания, обязана завершить подготовку списка правления, провести общее собрание членов для утверждения правления и плана работ.

Очевидно, что для предприятий главными стимулами вступления в НКС являются профессиональное лоббирование их интересов, информационное и кадровое обеспечение, защита от вероятного произвола бюрократов на местах, регулярное информирование о положении в отрасли, алертное информирование членов о предстоящих изменениях в законодательстве и предложение наиболее оптимальных сценариев их адаптации. Дополнительный «пряник» для нас всех — защита от злостных неплательщиков, немедленное информирование о появлении на рынке контрафакта, фальсификатов, а также широкомасштабная работа с госструктурами в этом направлении.

В планах НКС — обучающие программы для технологов, пропаганда знаний и качества отечественных продуктов, проведение специализированных выставок и конференций и, разумеется, тесное сотрудничество с FEFANA, FAMI QS и подобными им организациями в Евросоюзе. Без громадного многолетнего опыта данных организаций нам будет очень трудно привить новую современную «регламентную культуру» на почву ТС.

Противоречия между законодательной базой ТС и регуляцией Евросоюза в нашей сфере настолько сильны, что после вступления России в ВТО мы просто обязаны исправлять (и не допускать в будущем) подобное ущемление интересов отечественных производственных компаний.

Роль НКС мы видим и в том, чтобы реально повышать инвестиционную привлекательность России и ТС в целом путем консалтинга, создания деловой атмосферы, прозрачности рынка для будущих крупных инвесторов, обладателей высоких технологий в сфере производства современных кормовых добавок, служить эффективным посредником между бизнесом и государством в конечном итоге. Мне лично хотелось бы как можно скорее добиться того, чтобы руководители и специалисты наших предприятий, добросовестные бизнесмены сосредоточились на собственном бизнесе и производстве, не тратя средств, времени и нервов на улаживание регулярных конфликтов с многочисленными госструктурами.


Количество показов: 8123
Автор:  "Ценовик" январь 2014

Возврат к списку


Материалы по теме:

Справочник
Токсинил Энрадин
Токсинил Энрадин