Ветеринария

Вся правда об АСД 11.11.2015

Вся правда об АСД

В июле 2014 г. исполнилось 105 лет со дня рождения Алексея Власовича Дорогова — автора биологического препарата антисептика стимулятора Дорогова (АСД), который, по его собственному признанию, был изобретен в марте 1948 г. по его личной инициативе, а не по приказу И.В. Сталина. Препарат АСД в первые годы существования пережил период колоссальной популярности, затем — почти полного забвения на 50 лет, а в настоящее время переживает период повторного интереса к нему специалистов. История создания препарата АСД, его судьба, как и судьба его автора, представляет определенный интерес.

Как явствует из архивных документов, А.В. Дорогов в 1948 г. работал старшим научным сотрудником лаборатории инфекционной анемии лошадей Всесоюзного института экспериментальной ветеринарии (ВИЭВ). По признанию автора (Отчет Дорогова А.В. за 1949 г., Архив ВИЭВ, с. 566), при изыскании новых лечебных препаратов он обратил особое внимание на оригинальные работы В.П. Филатова по использованию тканевых высокоактивных веществ (стимуляторов), которые не разрушаются кипячением и многократным автоклавированием, не содержат белков и гормонов. Работая по собственной инициативе почти два года с тканями лошадей, больных инфекционной анемией, он разработал новую технологию получения биогенного стимулятора. В отличие от работ В.П. Филатова и академика М.П. Тушнова, А.В. Дорогов пошел другим путем: он использовал метод высокотемпературного расщепления тканей животных в условиях отсутствия свободного доступа воздуха с последующим сбором продуктов расщепления методом конденсации охлаждением. В результате автор получил темную жидкость (фракция 1), которая при отстаивании в покое расслаивается на две фракции — светлую (фракция 2) и темную (фракция 3).

Автор проверил лечебные свойства препаратов на животных при различных патологических процессах и установил, что он обладают способностью стимулировать организм в целом и повышать реактогенность тканей, подвергшихся воздействию патологического процесса. В опытах на кроликах при пиемии фракция 2, введенная внутривенно в дозах 0,3–0,5 мл, останавливала общий септический процесс, вызывала вскрытие подкожных гнойных очагов и приводила к быстрому выздоровлению животных.

Уже в первых исследованиях было показано, что действие препарата АСД является сложным и затрагивает многие системы организма. Действие препарата исследуется при различных инфекционных заболеваниях животных и ряде заболеваний людей. Получают положительные результаты при лечении гнойных ран, экзем, трофических язв, фурункулеза, лишаев, воспалительных процессов половых органов. Необходимо отметить, что лечение людей А.В. Дорогов проводит на собственный страх и риск, не имея на это официального разрешения. У автора препарата сложилось мнение, что АСД является лечебным препаратом, эффективным при большинстве болезней человека и животных.

Директор ВИЭВ профессор Н.И. Леонов в конце 1949 г. обращается с докладной к секретарю ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову об изобретении А.В. Дороговым перспективного лекарства, которое «в случае военной необходимости после некоторой доработки будет одним из самых универсальных и самых эффективных средств лечения шока, нервных травм, гангрен, гнойных ран в госпиталях», и с просьбой помочь в организации широких испытаний препарата АСД в медицинских учреждениях, а также в финансировании организации производства препарата для более активного испытания его в ветеринарии. Н.И. Леонов одновременно обращается к министру здравоохранения СССР Смирнову принять А.В. Дорогова с докладом о препарате АСД. В результате Совет Министров СССР 28 апреля 1950 г. принимает Постановление № 1739-680с, которым обязывает Министерство здравоохранения организовать испытание лечебной эффективности препарата АСД для лечения экзем, гнойных остеомиелитов, варикозных и трофических язв, легочного и костного туберкулеза и лепры. Решением Государственной штатной комиссии при Совете Министров СССР от 27 мая 1950 г. № 2305с утвержден штат лаборатории тканевой терапии в ВИЭВ. С этого момента к изучению препарата АСД были привлечены профессора и сотрудники лабораторий ВИЭВ, а также Научно-исследовательского химико-фармацевтического института им. С. Орджоникидзе, Центрального кожно-венерологического института, Центрального института травматологии и ортопедии, больницы им. Боткина и Института туберкулеза АМН.

Опыты, проведенные в хозяйствах на крупном рогатом скоте, больном трихомонозом, показали, что препарат АСД (фракция 2) не только убивал трихомонад, но и устранял в более короткий срок болезненные явления в генитальном аппарате и восстанавливал его гормональную функцию. При лечении легочного и костного туберкулеза людей препаратом АСД в стационарных условиях в отдельных случаях отмечали улучшение общего состояния больных, однако полного выздоровления больных не наблюдалось. Аналогичные результаты были получены при лечении животных: в опытах с экспериментально вызванным туберкулезом препарат АСД не оказывал лечебного действия. В опытах по лечению бруцеллеза коров в производственных условиях имелись отдельные факты положительного влияния на ускорение ликвидации осложнений в виде бурситов, артритов, метритов и задержки последов, однако ликвидации инфекции в хозяйстве не наблюдали. Сходные результаты получали при лечении мыта лошадей. Положительный эффект наблюдали только при применении фракции 2 на ранних стадиях заболевания. Введение препарата с профилактической целью положительного результата не давало (Отчёт Орлова Е.С. и др., 1950 г).

По данным Центрального кожно-венерологического института и Загорской лепрозной клиники, при лечении препаратами АСД кожных болезней человека (экзем, эпидермофитий, нейродермитов, сикозов, лишаев, нейротрофических язв) наступает быстрое улучшение общего состояния больных и практически почти во всех случаях их полное выздоровление. Опираясь на данные этих учреждений, Фармакологический комитет ученого медицинского совета Минздрава СССР (протокол № 5 от 17.03.1951 г.) разрешил применение препаратов АСД для лечения кожных болезней человека. Аналогичные результаты были получены на животных при некробактериозе, экземах, дерматитах, трофических язвах и инфицированных вялозаживающих ранах.

Однако это были предварительные исследования. Требовались более широкие испытания препарата, которого не хватало, т.к. лаборатория производила только 5–10 л в день. В 1950 г. лаборатория вводит в строй три установки и в 1952 г. производит 17,5 тонны препарата, что позволило проводить широкое испытание препарата в производственных условиях. В 1953 г. Минздрав СССР организует производство АСД на химико-фармацевтическом предприятии «Акрихин», а в 1954 г. — Минсельхоз СССР на Гусевском креалиновом заводе, затем на нескольких биологических предприятиях. Организацию этих производств консультирует А.В. Дорогов. Однако в 60-х гг. производство АСД постепенно сворачивается, и к 90-м гг. оно сохраняется только на Армавирской биофабрике.

Химический состав фракций АСД очень сложный. Фракция 2, по данным А.В. Николаева (1959), содержит большое количество азотистых соединений в виде амидов кислот и аммонийных солей органических кислот, органических соединений, содержащих серу. Третья фракция содержит много азотистых соединений фенолов и карбоновых кислот. Современными методами хромато-масс-спектрометрии в третьей фракции выявляется свыше 60 различных соединений. Определить, какое вещество из них является действующим началом или же они оказывают эффект в комплексе, очень сложно.

Изучение лечебной эффективности препарата АСД медицинскими институтами было окончено, судя по архивным данным ВИЭВ, в конце 1950 г. В ВИЭВ исследования были продолжены в плановом порядке многими лабораториями, помимо лаборатории тканевой терапии, до 1958 г. К работе было привлечено около 50 специалистов института и значительное число ветврачей на местах. До 1954 г. по большинству тем научной работой руководил Алексей Власович. К сожалению, у Дорогова возникли противоречия с администрацией института, которые закончились его увольнением 25 апреля 1955 г. по статье 47 КЗОТ приказом № 54. Умер он 8 октября 1957 г. в расцвете творческих сил, ветеринарная наука в его лице потеряла неординарного ученого.

Рабочих журналов А.В. Дорогова в архиве института мы не нашли. Относительно использованной им технологии получения АСД можно судить только по краткой объяснительной записке к заявке на изобретение, поданной А.В. Дороговым в Управление по изобретениям и открытиям Гостехники СССР (Заявка № 425080-х, приоритет от 04.08.1950 г.).

В 2003 г. после изучения документов и проверки ряда различных вариантов технологии экспериментально-производственной лабораторией ВИЭВ была восстановлена технология Алексея Власовича. В процессе многочисленных опытов выяснилось, что критичными являются скорость прогрева всей массы загруженного в аппарат сырья, точность поддержания определенной температуры, а также качество сырья по содержанию белка. Все это было учтено, и начато производство препарата сначала в экспериментальной лаборатории ВИЭВ, затем в промышленных масштабах — на заводе ООО «БИОСТИМ» в г. Боброве. Получаемый препарат зарегистрирован для использования в ветеринарной практике как Антисептик Стимулятор Д-2 и Антисептик Стимулятор Д-3 фракция. Испытание его в лабораторных условиях современными методами и в производственных условиях показало полное соответствие разработанному в ВИЭВ АСД.

ФГБНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии им. Я.Р. Коваленко
109428, г. Москва, Рязанский проспект, д. 24, к. 1

Тел: +7 (495) 970-03-68 +7 (495) 970-03-69

ООО «БИОСТИМ»

397705, Воронежская обл., г. Бобров, станция Битюг, д 5, офис 1

Тел: +7 (473) 777-60-79

 


Количество показов: 22688
Автор:  Г. Надточей, канд. биол. наук, заведующий лабораторией биофизики ВИЭВ Н. Куконин, директор ООО «БИОСТИМ»

Возврат к списку


Материалы по теме: