Обзоры и прогнозы

Развитие свиноводства продолжается. Факторы благодаря и вопреки. 04.08.2014

Развитие свиноводства продолжается. Факторы благодаря и вопреки.

Пять лет назад было проведено учредительное собрание Национального союза свиноводов (НСС), призванного защищать интересы отрасли. Все это время Союз последовательно и профессионально отстаивает интересы бизнеса, решает не только текущие системные проблемы, но и прогнозирует ближайшее и отдаленное будущее. Особый импульс этому придаёт ситуация в АПК, складывающаяся после присоединения России к ВТО, а также при поиске выхода из различных кризисных ситуаций.

Кризис 2012–2013 годов. После 5–6 привлекательных для инвестиций лет в IV квартале 2012 года из-за присоединения России к ВТО резко вырос импорт свинины (общий импорт — на 26%, а сверхквотный — на 98%). Одновременно с ростом импорта произошел двукратный рост цен на зерно, что привело к резкому взлету ресурсов свинины к началу 2013 года и к драматичному (на 30–35%) падению цен на живых свиней. Прирост же в промышленном свиноводстве составлял плановые 18%. Рентабельность основной массы современных свиноводческих комплексов к середине I квартала 2013 года изменилась с 20–25% прибыли до 15–20% убытка. Длительное сохранение этой ситуации для отрасли, находящейся в середине инвестиционной фазы развития и обремененной инвестиционными кредитами, неминуемо оказало бы самое негативное влияние на рост производства.

О сложившейся ситуации НСС доложил на совещании в МСХ в начале 2013 года, где были предложены меры краткосрочного и среднесрочного характера, позволяющие снизить уровень драматизма ситуации и поддержать рост промышленного свиноводства.

В результате из федерального бюджета были выделены средства в объёме 15 млрд рублей на разовую дотацию (субсидию) для компенсации роста стоимости кормов в 2013 году. Получила развитие предложенная НСС и поддержанная Минсельхозом и Минэкономразвития идея о необходимости среднесрочной (на 5 лет) программы дополнительной поддержки развития свиноводства с целью завершения инвестиционной фазы отрасли. Конкретные поручения были даны и в области усиления системы контроля качества и безопасности ввозимой животноводческой продукции. Огромным достижением Минсельхоза и бизнес-сообщества стало прямое указание ведомствам максимально использовать все разрешённые в рамках ВТО меры по регулированию импорта.

В итоге производство свинины в 2013 году в сельхозпредприятиях выросло на рекордную цифру в 25%, или на 500 тыс. тонн в живом весе. При этом производство на новых предприятиях выросло на 51% (увеличившись с 1 млн до 1,5 млн тонн), а на модернизированных предприятиях прирост достиг 600 тыс. тонн; лишь падение на 50% производства на старых комплексах до 500 тыс. тонн снизило общий прирост. Отметим, что в силу всем известных причин продолжилось падение производства в секторе ЛПХ. Время полупрофессионалов безвозвратно прошло.

Реализуемые меры дали ощутимые результаты

Развитие свиноводства продолжается._Page_008.jpg.

 Вспомним, что до 2013 года мы импортировали ежегодно более 1 млн 200 тыс. тонн свинины и продуктов её переработки (в пересчете на блочное мясо — 1 млн 800 тыс. тонн), занимая «почётное» второе место в мире после Японии. О какой продовольственной независимости тут можно было говорить?!

За прошлый 2013 год снижение общего импорта свинины составило около 20%, или 243 тыс. тонн, включая шпиг и субпродукты. Впервые за последние годы импорт не превысил 1 млн т. и началось реальное импортозамещение.

Последовательная и настойчивая работа по поиску и реализации способов регулирования импорта позволила так же исключить свинину из списка преференциальных товаров развивающихся стран, что дало снижение ежемесячного сверхквотного импорта от 4 до 8 раз.

Совокупность всех факторов нормализовала ситуацию на ценовом рынке свинины в течение всего 2013 и начале 2014 годов. Рост оптовых цен, начиная с весны 2013 года, составил около 2/3 от драматического падения цен на 35% после присоединения России к ВТО. Прогнозы балансов ресурсов свинины и мяса в целом, составленные в конце 2013-го, сулили стабильность уровня цен как в 2014 году, так и в среднесрочной перспективе.

Ситуация к началу 2014 года. Первые месяцы 2014-го резко изменили привычную реальность, как в геополитике, так и в макроэкономике России и совпали с обнаружением вируса АЧС на территории Литвы, а затем Польши. Как результат, Россельхознадзор с января 2014 года временно ограничить поставки свинины из стран Евросоюза. А это практически 700 тыс. тонн годовых поступлений, включая шпиг и субпродукты. Страны ЕС официально обратился в ВТО с иском об отмене ограничений, введенных Россией и другими странами Таможенного союза на ввоз продукции свиноводства. НСС поддерживает жесткую позицию Россельхознадзора и готов вместе отстаивать справедливость этой позиции в суде.

В январе–апреле 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, несмотря на 50%-ное падение импорта свинины, включающего шпиг и субпродукты, общие свиные ресурсы уменьшились всего на 5%. Если брать чисто свиное мясо, то импорт за этот период сократился на 56 тыс. тонн, а отечественное производство приросло на 79 тыс. тонн, т.е. ресурсы выросли на 23 тыс. тонн, или на 2%.

Главная проблема — это сокращение на 70% импорта шпига, так любимого нашей мясоперерабатывающей промышленностью, использующей его для удешевления варёных колбас и сосисок, что вредно для здоровья населения.

Сокращение объёмов импорта является одной из причин роста цен, однако не менее значимыми являются и другие причины — распространение в США вируса диареи свиней (он на 50% поднял цену на свинину в Северной Америке); рост стоимости доллара и евро с начала 2014 года; ограничение поставщиков из Бразилии и Канады из-за использования ими рактопамина (стимулятор роста), который запрещен в России. Напомним, что в 2013-м потребление мяса достигло дореформенного уровня 1990 года, превысив 75 кг на человека с учётом шпига и субпродуктов, что вполне соответствует установленным медицинским нормам и рекомендациям. С высокой долей вероятности можно предполагать, что в течение следующих 5–8 лет дальнейший рост потребления существенно замедлится. За последние 15 лет произошло снижение потребления готовых колбасных изделий (–3,5%), но потребление полуфабрикатов выросло на 240 тыс. тонн (на 10,7%). Особенно впечатляет рост продаж охлажденных полуфабрикатов на 110 тыс. тонн (почти на 15%), которые поступают на прилавки с новых современных комплексов. На рисунке 2 вы можете видеть основные каналы распределения дополнительных объемов ежегодного прироста свинины в период 2014–2020 годов.

Развитие свиноводства продолжается 2.jpg

Все приведенные аргументы подтверждают необходимость дальнейшего наращивания собственного производства свинины с целью ускоренного снижения импортозависимости по свинине и связанного с ним уменьшения риска резкого колебания цен на внутреннем рынке при возможных изменениях внешних обстоятельств как эпизоотического, так и геополитического характера.

Учитывая долговременный характер обозначенных проблем, такая тенденция сохранится и в ближайшем будущем. При этом темпы прироста собственного промышленного производства в первом квартале хотя и остаются высокими (более +17%), начинают отставать от снижения объёмов импорта, а также продолжается падение производства в ЛПХ. Как результат, динамика изменения ресурсов на рынке свинины становится отрицательной, создавая условия для повышения цен, как в оптовом, так и в розничном сегменте.

Всё это, безусловно, указывает на необходимость ускорения новых инвестиций с целью наращивания промышленного производства свинины в РФ.

При этом нужно учитывать, что именно европейская часть страны наиболее импортозависима. Да и динамика роста цен на свинину здесь значительно опережает зауральские регионы. Другой важный момент начавшегося импортозамещения — это необходимость резкого ускорения темпов строительства предприятий по убою и глубокой разделке, так как именно эти позиции импорта освобождают сегодня рынок.

Национальный Союз Свиноводов провел мониторинг бизнес-планов свиноводческих компаний, который подтвердил у них наличие как инвестиционных планов и намерений по дальнейшему наращиванию производства свинины, так и мощностей по убою и глубокой переработке. В течение ближайших нескольких лет в отрасли планируется прирост не менее 1 млн тонн убойного веса свинины. При этом 80–90% приходится на крупнейшие ТОР-20 компаний, которые вырабатывают 54% от всего промышленного производства.

Развитие свиноводства продолжается 4.jpg

В течение 2014–2018 годов бизнес готов инвестировать в производство свинины и в мощности по убою около 180 млрд рублей при условии продолжения существующей практики инвестиционных кредитов.

Развитие свиноводства продолжается 3.jpg

 Дополнительные выплаты из федерального бюджета по субсидиям на инвесткредиты (2/3 ставки ЦБ РФ) в этот период составят от 3 до 5 млрд рублей в год. Если эти планы осуществятся, то импортозависимость, которая сегодня составляет 25–30%, через несколько лет сократится до требуемых норм (10–15%). Складывающаяся в последние месяцы конъюнктура цен на рынке побудила крупнейшие компании дополнительно нарастить годовое производство ещё на 250–300 тыс. тонн, что ускоряет процесс импортозамещения. Прогноз общего производства свинины в РФ до 2020 года показывает, что в случае реализации намеченных планов уже к 2018 году в России будет достигнуто снижение импортозависимости ниже 15%, как того требует Доктрина продовольственной безопасности.

Необходимо очень четко понимать, что теперь реальность этих планов будет в значительной степени зависеть от дальнейших действий государства: имеется в виду продолжение политики господдержки, а также регулирование мясных рынков в условиях ВТО.

Считаем, что абсолютно необходимыми факторами для продолжения ускоренного развития свиноводства являются условия по федеральному софинансированию долгосрочных инвестиционных кредитов. Необходимо в кратчайшие сроки урегулировать сложившуюся ситуацию с задолженностью по действующим инвесткредитам и начать отбор для субсидирования кредитами новых инвестиционных проектов.

НСС считает не менее важным продолжить поддержку экономически значимых региональных программ по производству свиней, стимулировать строительство селекционно-генетических центров, линий убоя и глубокой разделки, логистики, а также программ по предотвращению и ликвидации АЧС.

В зависимости от ценовой конъюнктуры мясных рынков предлагается также рассмотреть возможность пролонгации 8-летних субсидируемых кредитов на срок минимум 3 года, а также возможность рефинансирования кредитов.

О дальнейшем регулировании рынков мяса и свинины. НСС совместно с НМА (Национальная мясная ассоциация) а в качестве мер по регулированию внутреннего рынка свинины и продуктов ее переработки предлагает:

1) введение тарифных квот на неквотируемый сегодня импорт (шпиг, субпродукты и др.);

2) в августе 2015 года начать переговоры о снижении квот на свинину, а также об увеличении внутриквотной пошлины (три года в ВТО дают нам такое право).

Интенсификация совместной работы власти и бизнеса по искоренению АЧС на территории РФ. В настоящее время подготовлен Законопроект о внесении изменений в Федеральный Закон от 7 июля 2003 года № 112 «О личном подсобном хозяйстве» в части:

– установления содержания свиней в соответствии с правилами содержания, в т.ч. ветеринарными;

– обязательного учета и идентификации животных;

– предоставления сведений о количестве животных и т.д.

В комплексе с другими мероприятиями, в частности по существенному снижению популяции диких кабанов, это значительно понизит угрозу распространения АЧС.

Объединение усилий, как Правительства РФ, так и бизнес-сообщества оставляет шанс на продолжение развития отрасли даже в неблагоприятных условиях, связанных с присоединением к ВТО.


Количество показов: 6450
Автор:  "ЦЕНОВИК" август 2014, По материалам доклада генерального директора Национального Союза Свиноводов Ю.И. Ковалева на юбилейном собрании.

Возврат к списку


Материалы по теме: